Растим читателя

«Дети становятся читателями на коленях своих родителей»
Эмили Бухвальд
  
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок не любит читать? В чём причина?
Надо понимать, что есть этап технического чтения, что называется «голый» навык и есть этап содержательного чтения, когда сразу ухватывается содержание текста. Первый этап удовольствия не приносит, и более того, если на нем застрять, то есть остаться больше положенного времени, то любовь к чтению становится проблематичной.
Готовых рецептов научить любить чтение, по-видимому, нет.  Рецептов нет, а вот интуиция…. Впрочем, читайте хорошую художественную литературу.

Пока сообщу лишь несколько условий, чего ни в коем случае нельзя делать, когда ваш ребенок читать уже научился, но чтение у него еще только техническое- то есть сам еще читать не хочет и по настоящему (для себя, для удовольствия) даже и не может.
1. 2, 3, 4. Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все- таки прочитал. ( О психологических маневрах позже).
5. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.
6. Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.
7. берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

А теперь о маневрах - их великое множество, а вот что поможет вашему ребенку, выбирайте сами. Лучше конечно, придумать свой.

Метод Кассиля.  Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все - таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили всё-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все - таки с ним с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)  Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).


Метод неграмотной татарской женщины.  Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски ( а насчет читать я просто и не знаю) знаю только, что ей на центральном телеграфе доверяли только перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей уже более высокой квалификации, чем была у нее. Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал естественно плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция. Судите сами. Жили они в коммуналке и к ним забежала соседка- Тетя Катя. И мальчик- Диан, решил похвалиться ей, что уже умеет читать. Начал читать и естественно плохо и с ошибками. Баба Катя решила повоспитывать соседского мальчика.
- Ты чего говоришь, что уже умеешь читать? Научись как следует, тогда и хвались.
Что тут стало с матерью!.
- Зачем ты обижаешь моего ребенка - бросилась защищать сына неграмотная мать, - он только начал читать. А ты ему аппетит к чтению портишь (так и сказала!)".
И через несколько лет ее черные глаза при рассказе светились негодованием.
- Я ее выгнала - рассказывала она - и сказала этой бабе Кате - не умеешь с ребенком – не ходи сюда. И два года не ходила она ко мне.»  
Дальше - больше. Мать зарабатывает очень мало и, естественно, сидят чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей – когда она чистит картошку, что- нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает. Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь. Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь.Да, мама. Я буду ученым.
И так три раза в день. И каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели.  В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас он стал очень хорошим математиком и работает в Принстоне. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности - это уже отдельная история.

 ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ






Журнал "Семейное чтение"
Журнал для заботливых родителей - раскрывает секреты приобщения детей к чтению, помогает развить в ребенке образное мышление. Семейный досуг. Семейные праздники. Детское творчество. Новые книги для детей и родителей. Периодичность выхода – раз в два месяца.





Что делать, если ребенок не любит читать?  
Решение только одно: не заставлять, а превратить чтение в удовольствие!
 
Сегодня слишком многие родители, (особенно те, кто в детстве с удовольствием погружался в неповторимый по разнообразию мир писательской фантазии), с тревогой обсуждают своих детей. «Да я в его возрасте о таких книгах только мечтал! Столько замечательных авторов уже пылятся на его полке, а ему — не хочется! "Лучше бы комиксы покупали или кино на DVD!" — вот и весь ответ на мои просьбы прочесть хотя бы Жюля Верна! Или Крапивина… Или Стивенсона. Не читает! Что делать, ума не приложу!».

Подобные эмоциональные всплески знакомы практически всем родителям сегодняшних школьников. Однако психологи не всегда разделяют эту точку зрения. «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, — считает школьный психолог Наталья Евсикова, — просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно? «Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко „входят во вкус", — продолжает Наталья Евсикова. — Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий. Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него — и оставили, наконец, в покое.

Существует, увы, грустная закономерность: если родитель сам не радуется книге, не стремится всякую свободную минуту погрузиться в восхитительную вербальную реальность, он вряд ли сможет научить этой радости своего ребенка… В то же время малыш, который ощущает, что жизнь его родителей немыслима без книг, принимает эту установку как данность. И если вечером, хотя бы перед сном, мама присядет на полчаса пусть и с любовным романом в руках, ее сын постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий.

Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы, рассказывали сказки и находили для этого и время, и силы, и терпение. Вот и теперь, когда книга перекочевывает из рук родителей в руки ребенка, то есть когда он начинает не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев, нельзя пропустить этот момент.

Такой переход происходит обычно в возрасте от 7 — 8 лет, но если он затянулся, то и 15-летнему мама, бывает, читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать легче, чем читать самому. Суметь приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы для взрослых должно быть не менее важным, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.

Среди причин, отбивающих интерес к чтению, есть и те, что можно назвать школьными. Несмотря на то, что предмет «литература» в школьном расписании занимает одну из ведущих позиций, любовь к книге от этого не увеличивается, а иногда, наоборот, пропадает. Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Вот почему «Капитанская дочка», прочитанная в 9 лет по совету бабушки, воспринимается как гениальное откровение, а в 12 лет на уроках литературы вызывает смертельную зевоту. Неудачная школьная программа, которая не учитывает возрастных и психологических особенностей детей, увы, еще одна причина нелюбви к чтению. В возрасте 10—11 лет ребенок не может еще оценить в книге ничего, кроме сюжета.

А иногда бывает и так. Родители — книголюбы со стажем, дома — книг полно, а ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Вини-Пух с Бармалеем, ни хоббиты с муммитролями. Тогда, возможно, причину стоит искать глубже. Чтение — сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Как правило, такие дети плохо пишут, путают буквы, с трудом составляют предложения, не могут выбрать верное окончание в словосочетании. Несформированность образа буквы (когда между «б» и «д», например, особой разницы не видно) приводит к тому, что процесс чтения сильно затрудняется, от ребенка ускользает смысл читаемого, потому что он не в состоянии уяснить смысл каждого конкретного слова. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла.

Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку, значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, не представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, или на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение — необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем это вещи, не просто взаимосвязанные, но и взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение — один из способов приобщения ребенка к книге. Ну а чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга — тем больше у вас шансов на успех.

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов.
Чтение — не просто удовольствие, но, прежде всего, свобода. Свобода выбирать, что читать — самому, без учителей, без родителей. Чтение — это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино… Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга — это, прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.
ЧИТАЕМ


11 советов, чтобы превратить чтение в удовольствие.
1. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям, по очереди — к взаимному удовольствию.

2. Воспользуйтесь психологическим принципом «неоконченного действия»: читая вслух, остановитесь на самом интересном месте (ах, прости, я должен (должна) уйти, мы остановились вот тут) и оставьте ребенка наедине с книгой… а через некоторое время спросите: ну, расскажи, что там было дальше, мне это очень интересно!

3. Читайте сами «про себя» у него на глазах. Он должен видеть, что вам это нравится. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие.

4. Смиритесь с тем, что он будет читать книги одной серии или комиксы. Это тоже чтение! Предложите ему попробовать самому сочинить истории в картинках.

5. Подпишите его на какой-нибудь журнал: футбол, конный спорт — что ему больше по душе. Журнал выглядит менее внушительно, чем книга.
6. Спросите у его друзей, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей значит больше, чем советы родителей.
7. Попробуйте разные жанры: юмор, детективы, фантастику, сентиментальные истории.. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу.

8. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

9. Ходите вместе в книжный магазин — тогда, когда там не очень много людей. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне.

10. Никогда не заставляйте дочитывать книгу, над которой он скучает. Не задавайте вопросы для контроля: как ты понял? Чем тебе понравилось? Формулируя свои читательские впечатления, дети обедняют их, превращают в схемы.

11. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе: «Слушай, это прям как у Чехова», «Помнишь, как у Кассиля Оська вышел из подобной ситуации?». Ребенок привыкнет искать ответы на свои вопросы у писателей и будет чаще общаться с книгами.
Дорога к книге у каждого своя


Долгие зимние вечера. Уютный свет абажура над боль­шим столом. Шелест книжных страниц, мамина рука, переворачивающая их. Вся семья в гостиной. Привычная картина в любом мало-мальски обеспеченном доме. Семейное чтение — обязательный вечерний ритуал в усадьбах, дворцах и скромных квартирках разночинцев. Толстой, Бу­нин, Набоков выросли во многом из таких вечеров. До самых последних трагических дней не отменялось вечернее чтение в поверженной царской семье Николая II и Александры. Таких вдохновенных «маменек» не отменила даже Октябрь­ская революция. И мамы-пролетарки, сами едва выучившись читать, учили тому же сыновей и дочек. «Чтение — вот лучшее учение!» — лозунг висел в каждой школе и библиотеке. Сегод­ня-картина иная: домашние библиотеки исчезают как класс, понятие «семейное чтение» для большинства россиян требует перевода. И вот результат: если в конце 1990-х годов не более 10% наших соотечественников заявляли, что почти не читают книг, то в 2010 году этот показатель вырос до 60%. А активно читающих россиян два года назад у нас было всего 23%, и эта цифра снижается год от года.

Между тем именно литература расставляет акценты духовных ценностей и нравственных приоритетов личности, как бы пафосно ни звучали эти слова. Нынешним воинствующим мате­риалистам в это не хочется верить, но специалисты по детству утверждают: нечитающие дети — уже «обворованные» дети, этой пустоты не заполнить материальным. Они же, специали­сты, подсчитали: 80% школьников читают не по желанию, а по необходимости, исключительно в рамках учебной программы. Читательские навыки, как и все другие, закладываются в род­ном доме. Доказано: семейное чтение вслух — тот бэкграунд, на котором вырастает любовь к книге.

Когда начинать формировать эту традицию? Когда дитя лежит поперек лавки. «Ай-люли-люли-люли, прилетели журавли», - лепечет малыш вслед за мамой. Чуковский и Маршак—лучшие спутники 2—4-летних детей. Потом к ним приходят Андерсен, Перро и братья Гримм. Начиная с 5—7 лет — Астрид Линдгрен. Девочки постарше обожают Чарскую. Вот что интересно: эту писательницу любили их прапрабабушки, но и новое поколе­ние хочет слушать сентиментальные истории про сироток, у которых все потом закончится хорошо. В общем, книги растут вместе с ребенком, и он пока искренне радуется им. Поэтому, как бы вы ни были заняты, усталы или огорчены, попробуйте преодолеть себя. Некогда читать маме — есть папа, бабушка, дедушка. Обяжите няню полчаса в день посидеть с книгой воз­ле малыша. Короче, все осуществимо. Традицию вечернего семейного чтения важно сохранить как можно дольше. Такие вечера объединяют, остаются в памяти как одно из самых свет­лых детских воспоминаний.

Не ошибитесь со временем. «Книга, прочитанная не вовремя, может навсегда отбить вкус к самой себе», - правильно ска­зал один писатель. И не задерживайтесь с поиском: психологи утверждают, что 12 лет — тот рубеж, перейдя за который непро­сто стать настоящим читателем. Человек уже умеет жить без книги, переучивать его будет поздно. Еще с дошкольником сходите в детскую библиотеку. Сегодня в стране 3983 детские библиотеки. И многие из них давно перестали быть унылыми книгохранилищами, как кажется некоторым. Дорога к книге у каждого своя. 


 
Время правит и переписывает многое, противиться ему не стоит: со временем правильнее договариваться. Не получается читать? Слушайте аудиокниги. Включайте диск малышу перед сном или вместе слушайте хорошую аудиокнигу в дороге. Ве­ликолепных аудиодисков сколько угодно. Непростительно не воспользоваться ими в машине, где семьи проводят сегодня времени больше, чем надо. Возможно и такое семейное чтение в XXI веке. Если ребенок не хочет читать обычную книгу, путь почитает ее современный аналог — бук-ридер. Не будем думать о человечестве. Подумаем о себе и о своем маленьком человечке. Есть ли что-то приятнее и лучше, чем, взяв его подмышку, усесться с книгой у горящего камина или, обнявшись под пледом, устроиться у окна в удобном кресле и отправиться в незабываемое путешествие в иные времена и страны? Мы мечтаем жить как в сказке и печалимся, что наши будни ей прямо противоположны. Так вот, подарите себе и своего растущему чуду настоящее чудо — книгу. И увидите: во­круг станет светлее, радостнее.

Анастасия ИВАНОВА
Источник: Журнал "Крестьянка"



ЖУРНАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП

 
Журнал "Мурзилка"
"Мурзилка" - ежемесячный журнал для детей 8-12 лет. Издаётся с мая 1924 года. За 87 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. Назван он по имени сказочного существа жёлтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику – маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. 



Журнал "Читайка"
Журнал «Читайка» – это путь в увлекательный мир книги для младших школьников. Герои журнала – мальчик Читайка и мудрый Совенок – из номера в номер путешествуют по сказочному миру книги, весело, но убедительно доказывая, что «Чтение – лучшее учение» и «Книга – твоя душевная защита». 




ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

ПАПМАМБУК: сайт о детском чтении
«Папмамбук читает вслух»: видеоролики.
Если школьник не хочет читать. Юлия Кузнецова
Книга про тебя. Домашний букварь. Юлия Кузнецова
Как написать домашнюю книгу для своего ребёнка. Юлия Кузнецова
"Читать умею, но не хочу". Марина Аромштам
Малыш прочитает слово, а взрослый – все остальное. Продолжение темы. Марина Аромштам
Вкус к чтению, вкус чтения. Елена Литвяк
В Америке чтение делают приятной привычкой. Мария Бостон
Подборка ссылок о чтении проект "Человек читающий"
Курс "Развитие навыков функционального чтения" Л. Рождественская

Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...